Блог

Нужно ли сертифицировать продукцию при импорте в Казахстан?

Сертификация - это процедура подтверждения продукции на соответствие ГОСТам, стандартам, регламентам и т.д. законодательства Казахстана и ЕАЭС.  Таким образом государство следит за тем, чтобы на рынок не попала некачественная продукция. 


Чтобы определить необходимость в обязательной сертификации, таможенный брокер изучает справку по коду ТНВЭД и технические регламенты (описание товара). 
Далее, в зависимости от требований по коду, назначения и дальнейшего использования продукции, можно понять нужен ли вам сертификат или нет. 

Перед отправкой товара в Казахстан, обязательно проконсультируйтесь с таможенным брокером, сообщите ему код ТНВЭД и предоставьте тех описание. Помимо сертификации, существуют другие меры нетарифного регулирования, под которые может попадать ваш товар.  

Сертификацию можно разделить на 2 вида: 


Добровольная - делается по инициативе импортера. Обычно это сопровождается целями стать более конкурентоспособными или увеличить спрос на продукцию. Например, брокер определил что сертификат не нужен, но ваши покупатели его просят при покупке или вы участвуете в тендере и заказчик требует подтверждение соответствия товара всем требованиям.

Обязательная - делается в целях подтверждения на соответствие всех требований, установленные законом РК и ЕАЭС.  То есть, если товар попал под обязательную сертификацию, то без наличия сертификата декларацию в режиме Импорт 40 (когда товар можно продавать, использовать и т.д.) просто не оформят. Либо оформят, но без право продажи, такой режим називыется Условный выпуск товаров. 

В случае с обязательной сертификацией, вы можете получить сертификат как на конкретную партию товара, так и на несколько партий товара.


  1. Сертификат на конкретную партию товара. Тут все просто, завезли партию продукции, получили сертификат, растаможили, продали (использовали, переработали). Т.е. сертификат будет действителен только для 1 конкретной партии. Такой вариант удобен, если вы ввозите продукцию не часто и стоимость сертификации не высокая. 

  1. Сертификат на серию партий. Это когда выпускается один сертификат на конкретные виды товара и действует в течение длительного времени. То есть вы можете использовать его многократно при импорте. Процедура получения такого сертификата имеет ряд плюсов и минусов: 
Плюсы: 
  • 1 сертификат можно использовать при импорте неограниченного количества товара 
  • действителен от 1 до 5 лет 
  • сокращение сроков оборачиваемости товара (можно быстрее продать/отгрузить товар)
Минусы: 
  • стоит в разы дороже
  • сложная процедура получения

Какие нюансы бывают при определении требований к товару? 


Пример №1. Если вы планируете использовать товар для собственных нужд (купили запчасть для собственного станка), то сертификат получать не обязательно, даже если по коду ТНВЭД такое требование есть.  

Пример №2. Все товары предназначенные для детей попадают под обязательную сертификацию, поэтому, если вы завозите наручные часы (этот товар не попадает под сертификацию) и они предназначены для детей, то без сертификата оформить декларацию не получится.

Нюансов при сертификации достаточно много, поэтому от квалификации брокера может зависеть сумма ваших расходов на таможенное оформление. Мы нередко сталкиваемся с ситуациями, когда импортер получает сертификаты “на всякий случай” или потому что брокер не смог доказать что сертификация для конкретной продукции не является обязательной, при этом, импортер переплачивает от 35000 тенге за каждую поставку. 

Чтобы не переплачивать при растаможке, необходимо детально разобраться в вопросе нетарифного регулирования в целом и за счет такого подхода, можно найти точки оптимизации таможенного оформления на 10%-30% только за счет исключения ненужных затрат. 

Таможня